Здоровьесберегающие технологии
Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству
педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий,
подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого
педагога к самосовершенствованию.
Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по
здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации
используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья
дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство,
умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов
деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить
ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность
сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только
общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:
1. Здоровье физическое.
2. Здоровье психическое.
3. Здоровье социальное.
4. Здоровье нравственное.
Критерии оценки здоровья:
- Уровень работоспособности.
- Оценка наличия вредных
привычек.
- Выявление физических дефектов.
- Оптимальный двигательный режим.
- Рациональное питание.
- Закаливание и личная гигиена.
- Положительные эмоции.
- Социальное благополучие.
Принцины здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и
активности;
- непрерывности
здоровьесберегающего процесса;
- систематичности и
последовательности;
- принцип доступности и
индивидуальности;
- всестороннего и гармонического
развития личности;
- системного чередования нагрузок
и отдыха;
- постепенного наращивания
оздоровительных воздействий;
- возрастной адекватности
здоровьесберегающего процесса и др.
Формы занятий:
- с использованием
профилактических методик;
- с применением функциональной
музыки;
- с чередованием занятий с
высокой и низкой двигательной активностью;
- через оздоровительные
мероприятия;
- создания здоровьесберегающей среды.
Средства здоровьесберегающих технологий: 1.Средства двигательной
направленности:
- элементы движений (ходьба, бег,
прыжки, метание);
- физические упражнения;
- физкультминутки, лечебная
физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные
процедуры, фототерапия, ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований,
личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений,
соблюдение режима дня….)
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой,
практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод,
метод индивидуальных занятий.
Существуют следующие приемы: 1.Защитно-профилактические (личная
гигиена и гигиена обучения).
2.компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная,
пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж...)
3.Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).
4.Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).
Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место
гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам
внешней среды.
У детей до семи лет среди заболеваний занимают: 1 место - заболевания
органов дыхания; 2 место - инфекционные и паразитарные болезни; 3 место -
болезни нервной системы и органов чувств; 4 место - заболевания органов
желудочно-кишечного тракта.
С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие
компоненты:
1. Рациональное питание.
2. Оптимальная для
организма двигательная активность.
3. Соблюдение режима дня
(с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки»
- рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно,
высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение,
среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет
индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной
организации деятельности, а последовательно и режима дня.
4. Предупреждение вредных
привычек и формирование полезных привычек.
5. Повышение
психоэмоциональной устойчивости.
Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Диагностика - процесс
распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей
человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.
Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья
ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике
выделяют 2 направления:
- оценка физического развития;
- оценка физиологических
возможностей организма (резервов здоровья).
Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться
только наличие системности.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше
внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной
комнате!
5. Не гасите в себе гнев,
дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь
интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и
хандру!
8. Адекватно реагируйте
на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать
как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и
окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну
из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов
организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют
следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском
саду, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования и др. Цель таких занятий
- активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение
работоспособности.
Литература:
1. В.И. Ковалько
«Здоровьесберегающие технологии».
2. Н.К. Смирнов
«Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».
|